Школьная библиотека – это мозг школы
Сегодня во всем мире быстро изменяется парадигма образования. Обучение в 21 веке - это не просто передача знаний как эстафетной палочки от одного человека к другому, это, прежде всего, создание условий, при которых становятся возможными процессы порождения знаний самими обучающимися, их активное и продуктивное творчество. Это нелинейная ситуация открытого диалога, совместного исследования, в результате которого ученик приобретает не столько «знаю что», сколько «знаю как».
Во всех странах мира отмечается возрастающая роль школьных библиотек в этих процессах. На первый план выходит не обслуживающая, а творчески-креативная, интегрирующая, синтезирующая роль библиотеки. Школьник на уроке в кабинете учителя-предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира.
Современная школьная библиотека - это учебная библиотека, которая обеспечивает информацией и документами учебный процесс, это и специальная библиотека, которая обслуживает педагогический коллектив, и публичная библиотека, которая предоставляет учащимся необходимые ресурсы для проектной и творческой деятельности.
Это библиотека, которая поддерживает внеклассную и внешкольную работу. В этой связи нельзя не вспомнить слова В.А. Сухомлинского о том, что школьная библиотека должна быть «кабинетом №1», над предметным кабинетом, где школьники получают целостную карту мира, используя имеющиеся носители информации. Сегодня для нас очевиден факт, что деятельность библиотеки направлена на гармоническое развитие личности читателя, и содействует накоплению и преумножению им человеческого капитала. Более благородной задачи в нашем мире трудно представить.
Одной из основных задач школьной библиотеки является помощь в организации учебного процесса. И это не только обеспеченность учащихся учебниками и учебными материалам, помощь педагогу в подборе методических и иллюстративных материалов. Уже несколько лет мы начали создавать учебные презентации о детских писателях.
Проводя с младшими школьниками конкурсы, викторины, анализируя читательские интересы, мы видим, что дети практически не знают классику детской литературы. А если и отвечают на вопросы викторины, то пользуются знаниями, полученными из мультфильмов. Анализ читательских формуляров в 4-х классах показал, что дети много читают книг о животных, любят читать детские научно-популярные журналы. Младшие школьники очень ценят рекомендации своих учителей, родителей.
В библиотеке мы постоянно оформляем выставки «Читали ваши мамы, читали ваши папы», «Мы вам советуем прочесть», « Как хорошо уметь читать» и т.д. книги с этих выставок ребята берут очень охотно.
Всегда интересно проходят классные часы «Книги, которые мы выбираем» на которых учащиеся, библиотекарь, учитель рассказывает о своих любимых книгах и предлагает их прочитать другим. Советуя прочитать товарищам свою любимую книгу ребята могут оформлять рекламные листовки, презентации. Вначале сделанные от руки, ну а в дальнейшем и на компьютере.
И как прекрасно написал Лев Ошанин, отразив суть профессии библиотекаря:
Книжные люди, друзья мои
ближние
Верные слуги и маршалы книжные,
Милые тихоголосые женщины,
В книгах - всеведущи, в жизни -
застенчивы.
Душ человеческих добрые лекари,
Чувств и поступков библиотекари.
Кажетесь вы мне красивыми
самыми,
Залы читален мне видятся
храмами.
Кто мы без вас ?
Заплутавшие в замети
Люди без завтра и люди без
памяти".